Как правильно выбрать АКБ?
Приобретение нового аккумулятора – важный шаг, который определяет удобство и надежность эксплуатации машины на много лет вперед. Неудачная покупка чревата постоянными техническими проблемами и плохим запуском при любых неблагоприятных условиях. Если батарея не соответствует фактическим потребностям авто, требует сложного обслуживания или не подходит по размеру, лучше сразу отказаться от покупки и рассмотреть более подходящие варианты. Но для правильного выбора АКБ нужно корректно оценивать ключевые параметры и точно понимать, что нужно для стабильной работы автомобиля в сильный мороз, при частичном разряде, увеличенном потреблении бортовой сети, нерегулярных поездках.
Содержание статьи:
- Доступный запас энергии
- Недостаток емкости
- Слишком большая емкость
- Пусковой ток
- Полярность, тип корпуса и размер
- Тип и дата изготовления
Доступный запас энергии
Неважно, заинтересовала владельца авто выгодная продажа аккумуляторов Banner (Австрия) или скидки на проверенные отечественные бренды, основным критерием выбора остается емкость батареи. Даже самая качественная АКБ, которая не обладает достаточным количеством ампер-часов (запасом энергии), – это не более чем частично разряженный аккумулятор с оптимальными емкостными характеристиками. Один-два неудачных запуска на морозе – и потребуется зарядное устройство или поиск дружелюбного автомобилиста, чтобы прикурить авто. Такой же риск связан с активным питанием потребителей бортовой сети при выключенном двигателе.
Самый простой способ правильно выбрать АКБ по емкости – ориентироваться на рекомендации автопроизводителя или специальную таблицу, в которой увязан требуемый запас энергии с рабочим объемом ДВС. При этом необходимо учитывать способ подачи топлива и тип двигателя (бензин или дизель).
Емкость АКБ, Ач | Рабочий объем двигателя, литров | ||
бензин + карбюратор | бензин + инжектор | дизель | |
44-50 | до 1,2 | до 1,6 | - |
55-60 | 1,2-1,8 | 1,6-2,2 | до 1,5 |
60-70 | 1,8-2,5 | 2,2-3,0 | 1,5-2,0 |
75-80 | 2,5-4,5 | 3,0-3,5 | 2,0-2,7 |
85-90 | 4,5-6,0 | от 3,5 | 2,7-3,5 |
100-130 | 6,0-8,0 | - | 3,5-6,0 |
130-190 | - | - | от 6,5 |
Из-за сильного сжатия энергия для воспламенения топлива в дизельных ДВС на 10-12% выше, чем в бензиновых, что и определяет различия в емкости АКБ для двигателей с одинаковыми рабочими характеристиками. Самыми востребованными являются модели батарей 55-60 А*ч, которые охватывают большинство популярных объемов моторов.
Недостаток емкости
Важно правильно понимать электротехнический смысл номинального резерва энергии, который промаркирован производителем на корпусе батареи как «Ач» и доступен только при условии 100%-ной зарядки, идеального состоянии свинцовых пластин, оптимальной плотности электролита и температуры +25ºС. Например, значение 50 Ач указывает на возможность получения тока силой 50 А течение 60 минут.
Но на практике этот вариант эксплуатации не нужен. Главная функция АКБ – моментальная подача нескольких сотен ампер на стартер для успешного раскручивания коленвала. В результате заявленный час превращается в считанные минуты, которые делятся на сеты по 10-20 секунд (попытки запуска). Чем их больше, тем надежней резерв и выше вероятность удачного старта ДВС в неблагоприятных погодных условиях или при частично разряженной батарее без риска критичной потери напряжения на клеммах ниже 10,5-11В.
Слишком большая емкость
Теоретически и практически возможна эксплуатация на автомобиле аккумулятора со значительным запасом заряда без неудобств и поломок. Среди автомобилистов распространен миф, что АКБ с большей, чем нужно, емкостью подвержена систематическому недозаряду от генератора и способна навредить стартеру. Генератору все равно, куда возвращать выпитый «стакан воды» – в бутылку или ведро. Стартер не станет потреблять избыточные токи, сколько бы их ни было. Ведь физическая величина «ампер-час» не является участником закона Ома, а просто поддерживает процессы с заранее заданными электропараметрами, не влияя на них.
Основная причина возникновения мифа – безответственное поведение водителей грузовиков в прошлом. Значительный резерв емкости допускал беспроблемную эксплуатацию в сильно разряженном состоянии и обеспечивал увеличенное количество попыток запуска. Даже если проблемы были связаны с топливной системой, плохим состоянием свечей и т.д., стартер продолжал бессмысленно крутиться вплоть до выхода из строя из-за перегрева.
Все же стоит сразу отказаться от идеи установки батареи с чрезмерной емкостью. Практически наверняка ее габариты будут намного крупнее, чем параметры штатного места, и она просто не влезет под капот. Лучше купить аккумулятор Moratti, Exide, Delkor номинального размера и емкости, используя табличные значения и рекомендации производителя.
Пусковой ток
При правильном выборе аккумулятора большую роль играет корректное определение тока пуска (стартерный разряд аккумулятора). Эта величина фактически является мощностью батареи и указывает на максимальное количество ампер, которое АКБ способно отдать стартеру за 10-30 секунд для раскрутки маховика, соединенного с коленвалом. Чем выше стартерные токи, тем легче происходит запуск двигателя и тем быстрее израсходуется емкость. Именно поэтому важен баланс между выдаваемыми амперами и поддерживающими их ампер-часами, чтобы всегда иметь резерв дополнительных стартовых попыток.
Функциональное значение пускового тока настолько велико, что применяется особый способ отображения на этикетках батарей. Производители указывают не максимальные значения при оптимальной температуре, а реальные токи холодной прокрутки, которые гарантированно поступят на стартер при –18-20°С. Географические различия в методологии испытаний вносят разбежности в определение итоговой цифры. Например, одни и те же корейские аккумуляторы Solite могут отличаться холодными токами прокрутки по стандартам:
- ETN (Европа);
- SAE (США);
- ГОСТ (Россия);
- DIN (Германия);
- JIS (Япония/Азия).
Наиболее распространен европейский стандарт European Type Number, который присутствует практически на всех АКБ как основной или дополнительный и промаркирован двумя буквами «EN». Чтобы не запутаться в нюансах, используют специальную таблицу соответствия.
Соответствие тока холодной прокрутки в различных стандартах, ампер | ||||
EN | ГОСТ Р 53165-2008 | SAE | JIS | DIN |
230 | 160 | 250 | 290 | 140 |
330 | 195 | 350 | 415 | 200 |
360 | 225 | 400 | 450 | 225 |
420 | 260 | 450 | 425 | 255 |
480 | 290 | 500 | 600 | 280 |
520 | 325 | 550 | 650 | 310 |
540 | 355 | 600 | 675 | 335 |
600 | 390 | 650 | 750 | 365 |
640 | 420 | 700 | 800 | 395 |
680 | 450 | 750 | 850 | 420 |
760 | 485 | 800 | 950 | 450 |
Рабочие пусковые значения для машин с бензиновым мотором – 255 А, для дизельных – 300 А. Если все нормально, их будет достаточно для уверенного старта ДВС при отрицательной температуре до –20°С. Но лучше, например, купить аккумулятор Bosch для автомобиля с пусковым током 400-600 ампер и наверняка завести двигатель в лютую стужу. Минимальные рабочие пусковые значения для машин с бензиновым мотором – 255 А, для дизельных – 300 А. Если все нормально, их будет достаточно для уверенного старта ДВС при отрицательной температуре до –20°С. Но лучше, например, купить аккумулятор Bosch для автомобиля с пусковым током 400-600 ампер и наверняка завести двигатель в лютую стужу.
Полярность, тип корпуса и размер
Полярность аккумулятора определяют по расположению плюсовой токовыводной клеммы. Для этого АКБ разворачивают к себе лицевой стороной с логотипом. Если «+» справа – это обратная полярность («0»). Если «+» слева – прямая полярность («1»). Первая характерна для иностранных авто, вторая – для отечественных. Устанавливать батарею с неправильным направлением электрохимеской реакцией строго запрещено из-за рисков короткого замыкания сети, выгорания электроники и ЭБУ, угрозы возгорания. Например, если новый аккумулятор Hankook («Ханкук»), производитель AtlasBX Co. Ltd, Южная Корея, при установке в штатное место под капот невозможно беспроблемно подключить к клеммам из-за резко «укоротившихся» проводов, скорей, это батарея не с той полярностью.
На рынке доступны АКБ в корпусах Европа и Азия. Важных отличий всего три:
- расположение токоотводов – торчащие на крышке (Азия) и спрятанные заподлицо в нишу (Европа);
- диаметр клемм – толстые у Европы («+»/19,5 мм, «–»/17,9мм) и тонкие у Азии («+»/12,7 мм, «–»/11,1мм);
- рабочая высота – нормальная у Европы и увеличенная у Азии (за счет рожек-токоотводов).
Аккумуляторы Америка оснащены фронтальными или боковыми втулками для резьбового крепления подводных клемм болтами
Тип и дата изготовления
Технология и дата производства – важные параметры для правильного выбора АКБ, от которых зависят долговечность и удобство обслуживания батареи. «Несвежий» аккумулятор практически наверняка безвозвратно растерял часть емкости, особенно без регулярной подзарядки на складе (в магазине).
Характеристики различных типов АКБ представлены в таблице ниже:
Тип АКБ | Электролит | Срок службы, лет | Безопасный срок хранения («свежести»), месяцев | Пусковые токи | Глубокий разряд, циклов | Саморазряд |
EBF | жидкий | 7-8 | 3-6 | хорошие | 150-200 | умеренный |
Ca/Ca | жидкий | 5-6 | 5-7 | высокие | 3-4 (строго избегать) | минимальный |
HIBRID | жидкий | 6-8 | 8-12 | высокие | 150-200 | низкий |
AGM | абсорбирован в стеклоткань (не жидкий) | 8-10 | 8-12 | высокие | 200-500 | умеренный |
Дата изготовления всегда указана на корпусе. Но у каждого бренда свой подход к маркировке месяца (недели) и года. Например, аккумуляторы Banner дополнены 4-буквенными обозначениями (начальные две – порядковая неделя, последние две – год выпуска). Чтобы преобразовать буквы в привычную дату, достаточно знать латинский алфавит (от A до М) и понимать порядок присвоения цифр (А=0, B=1, С=2…М=12).
Но чтобы наверняка выбрать «свежий» аккумулятор, лучше использовать актуальную информацию о маркировке на официальном сайте производителя (дистрибьютора) или получить профессиональную консультацию менеджера специализированного магазина.
В заключение
Для правильного выбора АКБ необходимо последовательно использовать следующий алгоритм оценки технически-эксплуатационных характеристик:
- резерв заряда (емкость) по объему и типу ДВС, загруженности бортовой сети;
- силу тока холодной прокрутки (стартерный разряд, пусковой ток);
- полярность (прямая или обратная);
- размер под штатное посадочное место;
- вид корпуса (Азия, Европа);
- электрохимический тип (EBF, кальциевый, AGM, гибрид);
- дату выпуска.
Для этого необходимо использовать объем и тип ДВС, загруженность бортовой сети, условия эксплуатации, конструкционные особенности авто. Не стоит подбирать более высокую Азию с открыто торчащими токоотводами в европейский автомобиль, чтобы нивелировать риск контакта клемм с металлическими деталями кузова. И наоборот, низкая Европа может ненадежно крепиться под капотом и потребует переоснащения проводов.